CMS система сайта — что это такое и зачем она нужна

IT

Есть разные технологии для создания сайтов — кто-то выбирает фреймворки и библиотеки, кому-то удобнее вести разработку с нуля, используя языки программирования. Также есть облачные платформы, которые позволяют быстро развернуть инфраструктуру для размещения веб-проекта. В этой статье мы поговорим о движках: зачем они нужны, как они работают, какие имеют плюсы и минусы.

Что такое CMS

CMS — это аббревиатура, обозначающая системы управления контентом (content management system). Такое программное обеспечение помогает управлять содержимым сайтов без необходимости написания кода вручную. Это особенно полезно для тех, кто хочет создать свой веб-проект быстро, но не имеет опыта в программировании.

Движки предоставляют инструменты для создания страниц, редактирования текста, добавления изображений и видео, настройки дизайна страниц. В некоторых случаях они даже могут автоматически генерировать HTML-код, который необходим для отображения контента на страницах ресурса.

Зачем она нужна

CMS сайта решает сразу несколько задач:

  1. Создание сайта. Движки имеют готовые шаблоны, а также модули. Это значительно сокращает время разработки.
  2. Управление контентом. Специалисты могут легко добавлять, редактировать или удалять различные виды информации на страницах.
  3. Продвижение. Многие платформы предоставляют встроенные функции SEO (поисковой оптимизации), что помогает улучшить видимость контента в поисковиках.
  4. Безопасность. Системы обычно имеют встроенные механизмы безопасности, в том числе защиту от спама и вирусов. Также можно настраивать права доступа пользователей.
  5. Аналитика. За счет встроенных инструментов аналитики можно отслеживать посещаемость ресурса, поведение пользователей, эффективность маркетинговых кампаний.

Благодаря использованию CMS компания может выйти на международный рынок, так как многие из них поддерживают многоязычные версии сайтов.

Как она работает

Принцип работы систем управления содержимым сайтов в интернете состоит из трех основных компонентов. Первый — это база данных, где хранятся все данные, включая контент, настройки, метаданные. Вторым компонентом считается серверная часть, отвечающая за обработку запросов от пользователей, а также взаимодействие с базой данных. Завершает этот список клиентская часть. Она предоставляет интерфейс для взаимодействия с пользователем через браузер. 

Итак, пользователь заходит на сайт, где выполняет определенные действия — например, создает новую страницу. При этом на серверную часть системы сразу поступает соответствующий запрос. Она обрабатывает его, обращается к базе данных, а затем создает необходимый контент. Он возвращается на клиентскую часть, где отображается в браузере пользователя.

Типы систем управления контентом

Поговорим о разных CMS, какие есть типы систем:

  1. Headless CMS. Контент хранится в бекенде, который предоставляет API для доступа к нему. Фронтенд может использовать любой интерфейс для отображения контента, будь то веб-приложение, мобильное приложение или даже умные устройства.
  2. Монолитная CMS. Объединяет все компоненты системы в одном приложении: backend, frontend, административная панель для управления контентом. Это традиционный подход к созданию сайтов, где все функциональные возможности встроены в одно целое.
  3. Развязанная CMS. Использует модульный подход, разделяя систему на несколько независимых частей, каждая из которых выполняет свою задачу. Этот тип движков часто используется в крупных проектах, требующих высокой степени кастомизации.

Каждая из этих типов движков подходит для различных задач. Выбор зависит от конкретного проекта, его масштаба, потребностей, а также ресурсов команды разработчиков.

Популярные варианты CMS

У каждой ЦМС есть свои особенности. Например, WordPress часто используется для небольших сайтов, Joomla — для средних и крупных, а Drupal — для сложных. Рассмотрим четыре наиболее популярных движка, которые используют разработчики из разных стран мира.

CMS WordPress

Это одна из самых популярных платформ, так как она имеет удобный интерфейс, а также интуитивно понятный процесс установки и настройки. Этот вариант подходит в том числе для новичков. Движок предоставляет пользователям множество бесплатных шаблонов. Также есть премиум-темы и плагины. А благодаря огромному сообществу пользователей можно быстро решать любые проблемы.

CMS Joomla

Joomla предлагает высокую гибкость, а также мощные инструменты для создания различных типов сайтов. Можно создавать сложные структуры проектов с многочисленными разделами. Пользователи могут добавлять различные модули — галереи, форумы, блоги. У них есть доступ к большому количеству расширений, а также компонентов.

CMS Drupal

Эта система CMS ориентирована на профессиональных разработчиков. Она также подходит для технически подкованных пользователей. Drupal выбирают для крупных проектов — правительственных сайтов, информационных порталов, социальных сетей. Есть возможность глубокой кастомизации, а значит, можно реализовывать сложный функционал.

CMS Битрикс

Битрикс, в отличие от остальных популярных движков, является российским продуктом. Эту систему обычно используют для разработки корпоративных сайтов и интернет-магазинов. Битрикс поддерживает русский язык, легко интегрируется с различными сервисами, а также системами налогообложения.

Платформа отличается высокой безопасностью благодаря регулярным обновлениям и защите от взломов.

Плюсы и минусы использования CMS

У CMS систем множество преимуществ:

  1. Упрощение процесса разработки. Сайты создаются легко, для этого не нужны глубокие знания программирования.
  2. Широкий выбор шаблонов и плагинов. Готовые решения значительно ускоряют процесс разработки.
  3. Удобство обновления контента. Не нужно изучать HTML и CSS — в интерфейсе для редактирования контента разобраться несложно.
  4. Поддержка SEO. Многие современные движки включают инструменты для оптимизации страниц под алгоритмы поисковиков.
  5. Безопасность. Некоторые CMS предоставляют встроенную защиту от хакерских атак, а также других угроз безопасности.
  6. Многопользовательский режим. Над одним проектом одновременно может работать несколько пользователей.
  7. Снижение затрат. Использование готовой платформы может снизить затраты на разработку и поддержку сайта, так как многие задачи автоматизированы и требуют меньше ручного труда.

К недостаткам движков можно отнести следующие факторы:

  1. Ограниченная гибкость. Набор готовых функций не всегда может полностью закрыть все потребности проекта.
  2. Зависимость от сторонних плагинов. Возможны проблемы совместимости между различными версиями расширений.
  3. Медленная работа сайта. Такая проблема может возникнуть из-за большого количества функций.
  4. Ограниченные возможности кастомизации. В некоторых случаях кастомизация сайта может быть ограничена возможностями самой системы, что требует дополнительных усилий для решения проблемы.
  5. Дополнительные расходы. Даже бесплатные движки могут требовать вложений — например, на платные темы или расширения.

Важно также помнить, что даже при встроенных механизмах защиты платформы могут стать мишенью для хакеров, если они не обновляются регулярно. Кроме того, необходимо использовать максимально безопасные пароли. Еще одна сложность заключается в том, что вы привязываетесь к конкретному движку: перейти на другой будет непросто. Придется тратить время на перенос всех данных, а также настройку нового функционала.

Как выбрать подходящую CMS

Итак, мы уже знаем основную информацию про CMS, что это такое, какие у нее есть плюсы и минусы. Чтобы выбрать систему управления контентом, необходимо:

  1. Определить цели и задачи вашего проекта. Составьте список необходимых функций, а также инструментов, которые будут полезны для вашей команды. Подумайте, нужна ли вам возможность создания блога, интернет-магазина, корпоративного сайта.
  2. Оценить бюджет. Определите сумму, которую вы готовы потратить на разработку системы. Помните также о том, что впереди будут расходы на ее поддержку. Некоторые платформы требуют больших затрат на лицензии или платные расширения.
  3. Учесть опыт вашей команды. Если она состоит из опытных разработчиков, возможно, стоит рассмотреть варианты с открытым исходным кодом. Это WordPress, Drupal или Joomla. Если опыта мало, лучше выбрать платформу, предоставляющую готовые решения.
  4. Проверить производительность. Важно сделать так, чтобы все страницы ресурса загружались быстро. Также уделите внимание безопасности — исследуйте репутацию платформы, наличие регулярных обновлений.
  5. Обратиться к сообществу. Почитайте отзывы пользователей о различных платформах. Также обратите внимание на количество сторонних расширений и модулей, доступных для выбранного вами движка.

Перед окончательным выбором попробуйте использовать демо-версии или тестовые версии нескольких платформ. Это поможет вам понять, какая из них наиболее удобна.

Типичные ошибки и как их исправить

Обычно ошибки возникают на следующих этапах:

  1. Установка. Убедитесь, что все необходимые файлы загружены, а права доступа к ним установлены правильно. Если установка выполняется через FTP, проверьте, верно ли указан путь к директории установки. Чтобы не было проблем с конфигурацией, посмотрите настройки базы данных, а также настройки хостинга.
  2. Обновление. Чтобы исключить потери важных данных, сначала создайте резервную копию сайта. Убедитесь, что у вас есть актуальная версия платформы. Если вы переходите на новую версию CMS или переносите проект на новый сервер, используйте специальные инструменты для миграции данных.
  3. Поддержка проекта. Производительность ресурса по мере его наполнения может снизиться. Чтобы этого избежать, оптимизируйте изображения, CSS/JavaScript файлы, базу данных. Настройте кеширование, а также CDN (Content Delivery Network). Количество запросов к базе данных постарайтесь уменьшить, а тяжелые скрипты переместите в фоновый процесс.

При работе с любым движком сайта очень важно помнить о безопасности. Регулярно обновляйте его, а вместе с ним плагины. Используйте надежные пароли, установите двухфакторную аутентификацию. Отключите модули, которыми вы не пользуетесь. Чтобы снизить риск атак на ресурс, ограничьте доступ к административной панели, установите брандмауэр и антивирусное ПО.

Пользовательская CMS против готовых решений

Некоторые специалисты предпочитают создавать собственные системы управления контентом. Это удобный вариант, если нужно больше гибкости. Но в таком случае нужно быть готовым к дополнительным вложениям. Также нужно будет потратить много времени на изучение каждого этапа разработки платформы: уйдет как минимум несколько месяцев, а возможно, целый год. Чем еще отличаются пользовательские решения от готовых?

Пользовательская CMS

Каждый пользовательский движок создается специально для определенного клиента. Он может включать в себя уникальные функции, необходимые именно этому владельцу проекта. Такие системы отличаются масштабируемостью, поэтому они легко адаптируются к росту бизнеса. Не нужно переписывать код — достаточно добавить новые модули.

Часто пользовательские платформы работают быстрее, чем готовые, поскольку оптимизируются для конкретных задач. А еще они более безопасные, так как хакеры не имеют опыта взлома таких систем. При этом компания получает полный контроль над обновлениями, она не зависит от сторонних разработчиков. Бонусом она получит конкурентное преимущество, особенно если функционал ее ЦМС сайта полностью уникален.

Готовые CMS-решения

Основной плюс готовых решений — быстрая установка благодаря предустановленным шаблонам, а также плагинам. А так как они следуют стандартам разработки веб-приложений, их легко интегрировать с внешними сервисами. У готовых платформ развитая экосистема дополнений, что позволяет легко расширять их функциональность без необходимости глубоких знаний программирования. 

Готовые движки на рынке существуют десятилетиями, поэтому они успели обзавестись большим сообществом пользователей. В нем есть разработчики, которые помогают друг другу решать проблемы.

Также многие платформы предоставляют возможности для адаптивного дизайна, который автоматически подстраивается под различные устройства (компьютеры, планшеты, смартфоны). А еще готовые решения помогают избежать лишних затрат, так как многие функции в них уже реализованы.

Как мы уже говорили, одной из самых популярных систем управления контентом считается WordPress. Если вы хотите создать свой проект на этой платформе, мы готовы вам помочь. Наша команда трудится на рынке уже более 13 лет, предлагая клиентам доступную цену разработки за счет готовых решений и отлаженных процессов. Мы работаем с проектами разной сложности: от простых лендингов до мультифункциональных веб-сервисов. Чтобы воспользоваться нашими услугами, просто оставьте заявку на создание сайтов на WordPress.

49
Автор статьи
Лия Склонная
Блог компании webtronics.ru - полезные статьи о SEO и интернет-маркетинге
Если вас интересует разработка и продвижение онлайн-проектов — оставьте контакты в форме обратной связи и мы вам перезвоним

Нажимая на кнопку “Заказать звонок” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности